Российский Союз НародоВластия

 

 

 

Что такое народовластие? Почему партия «Родина» ставит его на ключевое место в своей программе? Как мы видим борьбу за народовластие и почему эта тема актуальная сегодня?

 

Народовластие – глобальная политическая идея, которая заключается в том, что единственным источником власти в стране является народ – ее граждане. В этом плане народовластие, как идея, является противоположностью всех форм авторитаризма, когда источником власти считается какое-то конкретное лицо или ограниченный круг лиц.

 

В современном мире наиболее распространенной формой народовластия является так называемая представительская демократия, в рамках которой непосредственные функции государственного управления народ делегирует своим представителям в ходе выборов. Эта схема реализована и в политической системе современной Украины, которая тоже, согласно Конституции, основывается на принципах народовластия.

 

Следует понимать, что система представительской демократии сама по себе не гарантирует выполнения основных принципов народовластия. Это отмечал еще Жан-Жак Руссо, рассуждая о политической системе и свободах в современной ему Великобритании. “Английский народ думает, что он свободен, но он сильно ошибается, так как бывает действительно свободным только во время выборов членов парламента, но когда они избраны, народ снова раб, и ничего более”, - писал он в XVIII веке.

 

Сказанное им крайне актуально и для современной Украины. Действительно, влияние гражданина Украины на происходящие в Украине процессы фактически сводится только к выборам – формальной процедуре представительской демократии. Политический процесс узурпирован узким кругом «публичных политиков» и сводится к противостоянию между ними. Более того, политические элиты, легитимируя свою власть посредством выборов, зачастую после них склонны принимать решения, противоположные тем, которые продвигали в предвыборных программах. В качестве примера можно привести пресловутый меморандум, подписанный между Ющенко и Януковичем осенью 2006 года. Таким образом, у конкретного гражданина страны фактически нет возможности влиять на решения, которые принимаются в рамках государства. Даже определяющие, жизненно важные решения политические элиты склонны принимать в обход народного мнения, в результате политического торга и сговора. Так были приняты изменения в Конституцию в 2004 году – в обмен на «третий тур» Президентских выборов. Так была достигнута договоренность о проведении досрочных парламентских выборов в 2007. Так было составлено знаменитое «письмо трех» к НАТО, подписанное Президентом, Премьер-министром и спикером парламента.

 

Не следует думать, что происходящие на Украине политические процессы уникальны. Представительская демократия на Украине развивается в той же логике, что и во всем мире, хотя и с учетом некоторой местной специфики. Сама по себе система представительской демократии склонна к отходу от народовластия, узурпации политической власти: финансовыми кругами, бюрократическим аппаратом и т.п. Именно это и произошло на Украине. Народовластие, возможность гражданина влиять на принимаемые политические решения сегодня отсутствует.

 

Сегодня перед нашей страной стоит стратегическая задача – установление на Украине подлинного народовластия. Это не означает демонтажа институтов представительской демократии, но означает необходимость их дополнения другими социально-политическими механизмами.

 

В числе таких механизмов на первом месте стоит самоорганизация населения: по профессиональному, социальному, национальному и территориальному признаку. В истории хватает примеров того, как именно самоорганизация способствовала развитию идей народовластия, препятствовала присвоению политической власти определенными группами лиц. Это пример Великобритании, где под давлением профсоюзных организаций (тред-юнионов) рабочие получили избирательные права, а так же были проведены серьезные социальные реформы, связанные с ограничением длины рабочего дня и т.п. Это пример США, где чернокожее население, объединившись вокруг фигуры Мартина Лютера Кинга добилось существенного расширения своих прав, сумело побороть расовую дискриминацию и сегрегацию.

 

В обоих этих случаях важные реформы были проведены под влиянием непартийных структур, не являющихся составляющими общей системы представительской демократии. Именно самоорганизация, сплочение граждан для согласованных действий вынудили власть пойти на уступки. Таким образом, наличие разветвленной системы органов самоорганизации населения, а главное – понимание обществом, гражданами важности таких структур, является важным требованием для сохранения народовластия.

 

Важно отметить, что в Украине почти не происходит самоорганизации населения. Так, разветвленная система профсоюзов, оставшаяся еще с советских времен, сегодня фактически устранилась от борьбы за права наемных работников. Органы профессиональной самоорганизации других категорий населения – например, частных предпринимателей – и вовсе отсутствуют, либо находятся в зачаточном состоянии.

 

Стратегической задачей партии «Родина» на пути к восстановлению народовластия на Украине является всемерное содействие самоорганизации населения. Граждане Украины должны научиться объединять усилия для достижения общих целей, не ожидая, пока за них это сделают партии или политические фигуры.

 

Еще одним эффективным способом поддержки народовластия является включение в систему представительской демократии элементов прямой демократии, т.е. принятие тех или иных решений непосредственно гражданами.

 

Среди таких элементов, в первую очередь, следует упомянуть референдумы, когда население напрямую высказывает свое мнение в отношении той или иной законодательной инициативы, включая изменения в Конституцию. Согласно принципам народовластия, результаты референдума, как прямое проявление воли граждан, должны иметь наивысшую правовую силу, и утверждения об этом формально закреплены в законодательстве Украины, однако в действительности это не так.

 

Практика референдумов на Украине не слишком распространена: за 18 лет истории всеукраинский референдум состоялся лишь дважды - в 1991 и 2000 году, причем во второй раз его результаты были фактически проигнорированы парламентом, что стало очередным свидетельством доминирования институтов представительской демократии над принципами народовластия в Украине. Характерно, что на Украине референдум чаще всего является не инструментом народовластия, но орудием разборок между ветвями власти – чаще всего, между парламентом и Президентом. Так было и в 1993, и в 1996 годах, да и тот самый пресловутый референдум 2000 года тоже, по сути, был средством давления Президента на парламент. После достижения же политического соглашения между ними вопрос о референдуме снимался сам собой. Участников политического процесса не волновало мнение народа само по себе, но свое место в политической реальности.

 

Партия «Родина» считает, что инструмент референдумов должен найти самое широкое применение в украинской политической практике.

 

Необходимо устранить все законодательные и бюрократические препятствия, предельно упростить процедуру организации как всеукраинских, так и местных референдумов, в особенности, когда речь идет об организации референдумов по инициативе граждан страны – т.е. инициативе снизу, в соответствии с идеями народовластия. С другой стороны, любые решения стратегического государственного уровня, определяющие бытие государства на годы вперед, должны проходить обязательное одобрение на государственном референдуме. Решения референдумов должны иметь высшую юридическую силу, и напрямую имплементироваться в законодательную систему страны вне зависимости от доброй воли политиков.

 

Еще одним механизмом, относящимся к арсеналу прямой демократии, является придание группам граждан права законодательной инициативы.

 

Поспособствует развитию идей народовластия и переход к федеральной схеме государственного устройства. Дробление властных полномочий, перераспределение их между центральными и региональными органами власти позволит гражданам – жителям конкретного региона – более полно контролировать политический процесс.

 

Еще одной важной концепцией, крайне актуальной для восстановления народовластия в стране является разработка правового механизма отзыва депутатов и других выборных лиц. Кроме того, очень важно формализовать процедуру выражения недоверия граждан конкретным чиновникам, за чем должна следовать их отставка.

 

Но самым главным условием соблюдения принципов народовластия является готовность народа, граждан страны, стать участниками политического процесса. До тех пор, пока граждане будут молча ждать прихода «новых ответственных политиков», которые изменят их жизнь, никаких перемен к лучшему не произойдет. Граждане Украины должны быть готовы отстаивать свои права, заставлять власть прислушиваться к их голосу, брать решение важных вопросов в свои руки. Без этого никакие общественно-политические преобразования не дадут результата.

 

Внедрение на Украине идей и институтов народовластия – долгий и сложный процесс, затрагивающий к законодательную сферу, так и сферу общественных отношений. Этот путь будет трудным, так как потребует переоценки многих устоявшихся представлений о политическом процессе. Но, только пройдя его, Украина может рассчитывать на какую-то перспективу в будущем.

Источник - сайт Партии Родина (Украина)