Российский Союз НародоВластия

Прямое народовластие

 

25 марта 2012

 

article1711.jpg

Главным вопросом современной политики и выживания страны и народа является проблема народовластия. Чтобы разобраться в ней, нужно обратиться сначала к теории вопроса, ибо именно слабость теории определяет слабость практики. Прежде всего, мы должны различить лукавый иноземный термин - демократия, и наше традиционное русское понятое - народовластие. Это отнюдь не синонимы. И перевод слова демократия на русский язык нужно понимать лишь как лингвистический перевод, а вовсе не как научное определение этого понятия.

 

Традиционное и общепринятое определение демократии характеризует ее как форму политического устройства, которая обеспечивает власть народа. Ее основные признаки: 1.признание народа как источника власти (суверенитет народа), 2.выборность органов власти, 3.разделение властей, 4.равенство прав и свобод граждан, 5.государственные гарантии прав и свобод граждан, 6.верховенство закона, 7.принятие решений большинством голосов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию.

 

Непосредственная демократия возможна лишь в небольших, малых коллективах, но и там выборные руководители всегда стремятся ее свернуть или фальсифицировать. В современных государствах с десятками и сотнями миллионами граждан, со сложнейшей социальной организацией прямая демократия кажется невозможной в силу технических и содержательных причин. Одной из главных причин ее невозможности является необходимость профессиональной квалификации в области политического управления для осуществления политических управленческих функций. Такой квалификацией не обладает народ, но обладают профессиональные политики, «представляющие интересы народа». Технической причиной является сложность и дороговизна процедур выявления политической воли граждан.

 

Итак, демократия - это институт народовластия, политический механизм, через который получают реальное выражение интересы народа. Но если проанализировать механизм в действии, то обнаружится, что он обслуживает интересы вовсе не народа. Уточним, что под народом мы имеем в виду трудящееся подавляющее большинство населения любой демократической страны, т.е. граждан с невысокими доходами, живущих за счет продажи своего труда и лишенных значительной по размерам частной собственности.

 

С теоретической точки зрения механизм демократии не вызывает особых сомнений в способности выражать интересы народа. Однако, обеспечивает ли институт представительной демократии практическую реализацию интересов народа? Это вопрос о соответствии формы и содержания демократии. При анализе реальной практики функционирования института демократии, мы можем констатировать, что он не обеспечивает реализации интересов народа, зато эффективно обслуживает интересы господствующих классов, к которым относятся крупные частные собственники, живущие эксплуатацией чужого труда.

 

Демократия - власть народа лишь по названию. Представительная демократия - власть кучки богачей, ибо, ведь, ясно, что реально может через механизм выборов дойти до власти тот, у кого есть большие деньги, или за кем стоят большие деньги. Место в парламенте или пост президента имеют свою достаточно высокую цену, которая реально недоступна для простого человека из народа или для самостоятельного политика, не имеющего независимого финансирования. Современная демократия такова же, по сути, какой она и была всегда - это лишь форма правления кучки угнетателей, богачей, удобная для них ширма представлять свои корыстные интересы, как интересы народа, позволяющая отводить гнев народа периодической сменой лиц, при сохраняющейся власти одного и того же социального слоя. Демократия власть кучки паразитирующих эксплуататоров над большинством трудящегося народа - такова ее суть. Но форма ее может быть разной. Может быть мнимая демократия, когда под ее маской скрывается фактическая диктатура. Может быть подлинная демократия, когда народ в определенной большей или меньшей мере, но всегда в очень ограниченной мере допускается к решению некоторых политических вопросов. Демократия есть типично западное явление, характерное для общества, веками основанного на частной собственности, основанного на принципе социального атомизма, где каждый сам по себе и сам за себя. Отсюда такие стороны демократии, как: политическая ярмарка - продажа себя политиками народу и продажа народом себя политикам, политический балаган - театр, разыгрываемый актерами - политиками и зрителями, в котором актеры прикидываются защитниками народа и обещают им горы золотые, а зрители - народ прикидывается, что верит и поддерживает кандидата.

 

В современных т.н. «демократических» государствах все красивые демократические принципы остаются во многом формальными, на бумаге, т.к. избирательная кампания и деятельность политических организаций финансируется и контролируется финансовой олигархией. Посему, внутренней сутью демократической формы является, во-первых, диктатура крупной финансовой олигархии, во-вторых, политическая биржа - покупка олигархами своих политических слуг, маскируемая политическим балаганом для простого избирателя, которого обычно также подкупают демагогией и подачками. Олигархия контролирует обычно все политические организации. Поэтому, смена лиц и партий у власти не приводит к уходу власти из-под контроля олигархов. Реальная единственная борьба идет между разными группами и объединениями капиталистов в борьбе за власть, которая рассматривается как инструмент реализации своих экономических интересов. По отношению к современной демократии вполне актуальным остается меткое замечание В.И. Ленина: «Демократическая республика есть наилучшая возможная политическая оболочка капитализма».

 

Если политический институт современной представительной демократии не обеспечивает реальной власти народа и реализации его коренных интересов, то возникает вопрос: возможен ли альтернативный политический институт, обеспечивающий реальное народовластие? Мы считаем, что возможен. Для отличения его от представительной демократии как ложного или показного народовластия, мы используем понятие «прямое народовластие».

 

Подлинное прямое народовластие - вовсе не демократический цирк. Его основой является общественная собственность на средства производства, социальное равенство и справедливость. Каковы же основные признаки прямого народовластия. Во-первых, при народовластии также избираются представительные лица для осуществления определенных управленческих функций. Однако, эти лица ничем не отличаются от народа и принадлежат к трудовому народу, являются трудящимися, обладая конечно, профессиональной управленческой квалификацией, но являясь по социальному статусу наемными работниками народа. Во-вторых, их полномочия ограничены тем, что главные политические вопросы решают не они, а прямое народное голосование или референдум. Функции профессиональных политиков сводятся к разработке альтернативных законодательных проектов, предлагаемых на окончательное решение народу или к исполнению принятых народом законодательных решений. В-третьих, выборные народные представители раз в полгода дают отчет по результатам своей деятельности и излагают план дальнейшей работы, который должен получить поддержку народа. Т.е. они, благодаря реальной и систематической отчетности, находятся под постоянным реальным контролем народа.

 

Одной из форм такой подотчетности мог бы стать закон о личной ответственности чиновника за результаты своей работы. Если, например, в результате деятельности чиновника показатели той области жизни государства, которой он управлял, ухудшились и привели к ущербу народных интересов, он должен быть привлечен к соответствующей мере наказания от заключения на пропорциональный низкому качеству работы срок до смертной казни в случае большого ущерба. Народовластие должно жестко спрашивать с чиновников, как своих слуг. В-четвертых, народные представители не имеют никаких привилегий, и оплата их труда не превышает средней зарплаты рабочего. В пятых, они несут личную ответственность за результаты своей работы после окончания срока полномочий. В-шестых, высшая власть принадлежит коллективному выборному органу, контролирующему назначаемых им администраторов, но члены этого выборного органа находятся под постоянным контролем народа, благодаря реальной систематической отчетности и праву избирателей сменить своих представителей в любой момент по итогам их отчета. В-седьмых, народные представители открыты для критики, их деятельность является гласной, все их решения и действия доводятся до народа в полном объеме. В-седьмых, народные представители могут быть сменены по инициативе избирателей в любое время, а не по окончании установленного срока, если их действия противоречат интересам народа.

 

Современные СМИ и электронные средства коммуникации создают вполне совершенную и эффективную техническую основу для прямого народного волеизъявления по актуальным текущим и стратегическим вопросам политической и экономической жизни страны. Проводимые в рамках различных телешоу голосования демонстрируют этот механизм в действии. Если обеспечить независимость технических служб, организующих прямое народное голосование, если обеспечить реальную свободу слова в СМИ, если использовать прямое народное голосование как новую форму народного парламента, который принимает законы и кадровые решения по составу правительства, заключая с ним строго фиксированные договоры, предусматривающие ответственность исполнителей, если обеспечить доступность для любого гражданина полной информации о содержании предлагаемых на народное голосование законодательных решений, то именно народное голосование может стать реальным инструментом или механизмом реализации прямого народовластия.

 

Прямое народовластие предполагает, что политика страны и жизнь народа определяется не личными качествами  и желаниями всевластного столь же, сколь и безответственного президента, а таким механизмом государственной власти, при котором народ реально участвует в управлении и реально контролирует полностью подотчетное и ответственное перед ним правительство. Элементы такого действительного народовластия можно найти в русской истории - от народного веча, до крестьянской общины. В наше время многие элементы народовластия были реализованы в институте советской власти. Только такое народовластие способно обеспечить национальное процветание и защиту интересов трудового народа. Но его основой является только действительный социализм. Обретено оно может быть только в борьбе с нынешним диким капитализмом и его политической надстройкой - буржуазной демократией. Только в народовластии и социализме для России сегодня состоит путь к национальному спасению.